Среда, 15.05.2024, 10:30
Приветствую Вас Гость | RSS

"Искатели". Сайт учителя начальных классов ГБОУ гимназия №32 Санкт-Петербурга Богданец О. П.

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Для вас, родители

О семейном воспитании
 
Козырева С.П., психолог.
Взгляд на семейное воспитание.
Воспитание — процесс сложный, обширный и, по-видимому, бесконечный. В этой статье мы поговорим к теме качества родитель­ского внимания. Если судьба послала вам счастье быть родителем, то знайте, что воспитание детей - это самовоспитание родителей. А известный психолог В.Л. Леви вообще считает, что "Дети воспитывают родителей — иначе не может вверх подниматься род человеческий". Благодаря детям нам приходится развивать в себе умение рефлексировать свое поведение, постепенно выращивая в своей душе «внутреннего наблюдателя» и советника. В психологии не так уж много непреложных истин. Но вот утверждение о том, что тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка, — истина. Зачастую современным молодым родителям даже некогда задуматься о том, что их сегодняшние действия, их жизнь - это факторы воспитания, которые могут иметь свои последствия. Это объясняется тем, что процесс воспитания - процесс неуловимый, невидимый, неконтролируемый. Результаты его не могут быть отслежены сразу тут же, они отдалены во времени. Поэтому вполне реальная ситуация, когда «хотели как лучше», а не получилось. Мне кажется, чтобы все всегда получилось, необходимы встречи молодых родителей со специалистами, тем более, что именно молодые родители готовы к восприятию новых подходов в воспитании. Мы заняты работой большую часть дня, и детям посвящаем совсем немного времени, так давайте наполним это время смыслом. Сегодня предлагаю поговорить о двух важнейших переменных в родительской позиции: эмоциональное принятие и контроль. Их сочетание очень многое определяет в том, как строится поведение взрослых, и какие психологические свойства формируются у ребенка.
Первая переменная - эмоциональное принятие - имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения ( или даже раньше) до трех лет. Учитывая, что в основном с маленьким ребенком взаимодействует мать, выделяют четыре типа материнского отношения к младенцу.
 Первый тип. Легко приспосабливается к потребностям ребенка. Демонстрирует поддерживающее, разрешающее поведение. Характерный тест на выявление этого типа отношения — приучение малыша к туалету. Такие мамы действуют по принципу "сам дозреет".
Второй тип. Сознательное приспособление к потребностям ребенка. Проходит это не всегда удачно, что вносит в поведение матери напряженность. Она чаще доминирует, чем уступает. В ее поведении не хватает непосредственности.
Третий тип. Приспособление на основе чувства долга. В отношениях мало теплоты и спонтанности. Поведению мамы присущ жесткий контроль.
Четвертый тип. Непоследовательность, противоречивость поведения и реагирования на ребенка. Конечно, самый опасный — последний тип отношений, хотя, по сути дела, только полное эмоциональное принятие обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, подталкивает ее к поддерживающему, разрешающему поведению, формирует доверие к ребенку и его потребностям. Как результат — развитие у самого младенца чувства доверия к миру, любознательности и открытости отношениям.
 Примерно с трех лет вступает в силу вторая переменная родительской позиции — контроль. Перечислим параметры родительского отношения.
1. Степень контроля. При высокой его степени родители предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способны настаивать на выполнении своих требований, быть последовательными в их предъявлении. Низкая степень характеризуется устранением от контроля, когда дети сами для себя формируют систему требований и правил.
2. Побуждение к развитию. При высокой степени родители стремятся к развитию у детей способностей, настаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности. При низкой — не считают своих детей обладателями каких-либо выраженных достоинств.
3. Воспитательные воздействия. Если родители, добиваясь послушания, используют убеждение, обосновывают свою точку зрения и готовы обсуждать ее с ребенком, то это высокая степень воспитательных воздействий. Если однозначно не формулируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: жалобам, крику, подаркам и наказаниям, то это низкая степень воспитательных воздействий. 4. Эмоциональная поддержка. При высокой степени она присутствует постоянно, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований. В случае низкой — она либо отсутствует, либо зависит от послушания ребенка.
Что же касается личностных типов детей, то их было выделено, как уже говорилось, три. Назовем их и сразу соотнесем с особенностями родительской позиции.
1. Компетентные дети. Обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе. Им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские отношения. Склонны к исследованию самих себя и окружающего мира. Формированию такого комплекса черт соответствуют высокие степени всех четырех параметров. То есть компетентности способствует высокий и последовательный контроль в сочетании с интересом к личности, уважением и постоянной эмоциональной поддержкой.
2. Избегающие дети. У них преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Они испытывают трудности в установлении контактов не только дружеских, но и поверхностных. Склонны избегать новых ситуаций. Для родителей таких детей характерно контролирующее, требовательное поведение, сочетающееся с малой теплотой, низким уважением к возможностям ребенка.
3. Незрелые дети. Не уверены в себе, настроение неустойчиво. Самоконтроль практически не сформирован. Склонны к реакциям отказа в ситуациях, когда удовлетворение их потребностей находится под угрозой. Своей инфантильностью они, прежде всего, обязаны личностной незрелости своих родителей. Главная черта поведения родителей — отсутствие способности к последовательному контролю. При этом эмоциональная поддержка может и присутствовать.
Не вызывает сомнения, что компетентные дети обладают по сравнению с прочими явными преимуществами, поэтому значение родительского контроля тоже становится очевидным. Один из основных механизмов формирования характера — интериоризация( перенесение во внутреннюю установку) средств и навыков контроля, используемых взрослым. В целом зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. Это так называемый авторитетный (но не авторитарный!) стиль воспитания.
 Родительская позиция — важный фактор личностного развития ребенка, но не первичный. Позиция формируется на основе более широкой системы жизненных ценностей взрослого и того, какое место в ней занимает воспитательный процесс. Наибольшие перспективы открываются в том случае, если воспитание собственных детей является для взрослого человека ценностным процессом. Значительно больше подводных камней и опасностей таит в себе другой вариант: когда воспитание является «вставкой» в различные жизненные мотивы человека. Например, воспитание ребенка является реализацией потребности в эмоциональном контакте. Ребенок в этом случае не самоценность. Он — способ удовлетворения потребности взрослого. Со стороны взрослого естественно в этом случае препятствовать эмоциональной жизни ребенка.
10 заповедей для родителей
Януш Корчак
 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
 2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет. 4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
© Козырева Светлана для журнала « Магнит», № 2, 2007

Категория: Для вас, родители | Добавил: lulya (27.09.2011)
Просмотров: 1617
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
Статистика
Поиск